Отрывок из книги "Учиться как учиться" о встречах и группах
01.04.2010 | 3 comments

Отрывок из готовящейся к изданию книги Идриса Шаха "Учиться как учиться" о встречах и группах.

 

В: Встречи, группы и классы вызывают большой интерес. Действительно ли суфийское обучение нацелено на эти формы работы?

 

Идрис Шах: Людей, не понимающих, как действуют высшие учения или приученных думать о них поверхностно, разумеется, приводят в замешательство письменные или устные материалы, не согласупющиеся с привычными образцами.


Нигде это не проявляется столь явно, как в человеческом общении и взаимоотношениях.


Выслушав несколько сотен людей, объясняющих, что они чувствуют, и прочитав несколько десятков писем «искателей», приходишь к убеждению, что и машина увидела бы тот стереотип поверхностных предположений, определяющий действия даже самых ревностных из них.


Люди, живущие в одной местности, думают, что они волей-неволей должны быть сгруппированы вместе. Кто нерасположен читать книги, призывает к «личным контактам». Живущие в отдаленных местах ищут путешествий, посещений, материалов, которые они жаждут проглотить. Те, с кем вы не поддерживаете внешний контакт, расстраиваются, горюют, начинают интересоваться более доступными источниками. Иные ревностно (хотя и неосознанно) поклоняются «культу Центра», отличительной чертой которого является верование: «если бы я попал в такое-то место, все было бы хорошо».


В сущности, никто из этих людей не имеет сколько-нибудь верного понятия о том, как возникает реальное сообщество, как оно развивается, как проявляется в местных условиях, чем могло бы стать в будущем, как можно извлечь пользу из его деятельности.


Если разослать людям проспекты с описанием того, как ведется дело в местном классе или группе, все они захотят учиться в каком-нибудь классе или группе. Все равно что в разговоре с ребенком упомянуть о леденце: возможно, в этот момент он думал о чем-то другом, но ключевое слово «леденец» может настолько завладеть его мыслительным аппаратом, что он забудет обо всем другом.


Перенесите на минуту, в качестве упражнения, эту ситуацию в другую область и вы увидите, что такое поведение столь примитивно, столь незрело, растрачивает, к несчастью, так много энергии или ума в любом деле, что для этих людей очевидно нужно что-то сделать. Любой, кто проявляет склонность к подобной шаблонной деятельности, не в состоянии извлечь пользу ни из какого высшего знания. При этом, он может стать легкой добычей для тех или иных людей или организаций, которые, потакая инфантильному поведению своих подопечных, предлагают мгновенно снять напряжение.


Реальное высшее сообщество, к которому вы могли бы принадлежать, организовано специфическим образом, живет своей особой жизнью и пользуется собственными способами общения. Ему необходимы местные и другие группировки, посредством которых оно осуществляет предназначенную деятельность. Его члены изучают, привлекают, сохраняют и распределяют потоки знания независимо от того, в какую форму облечены их занятия. Для некоторых людей в определенное время важно быть «изолированными» от других. Такая «изоляция», которую живущие в отдаленных местах считают проклятием, на самом деле неоценимое преимущество – удача, выпавшая на их долю. Но когда наступает время для более близких контактов в их привычном понимании, появляются средства для их достижения. Что же касается желания индивида принадлежать к стаду, суфии не потакают таким желаниям.


Подходя к высшему учению, индивид должен научиться различать «желания» и «нужды». И научиться этому можно, лишь пройдя базовое обучение. Когда ребенок, еще не понимающий такого различия, говорит, что ему что-то нужно, это часто означает, что он просто этого «хочет». «Мне нужен леденец» нисколько не отражает ситуацию. Только опыт научит нас отличать желания от нужд.


В нас заложена потребность в «объединении». Любой, кто знает о ней и потворствует этому желанию, весьма легко может стать богатым, известным, уважаемым и т.д.


Играть на склонности не только в принципе неправильно, но в нашей работе и непродуктивно, потому что это означало бы, что мы делаем одно, притворяясь, будто занимаемся совсем другим.


Помните, что поскольку данная работа и сообщество действуют совершенно особым образом, они не нуждаются в примитивной организации и не стремятся исполнять невротические или инфантильные требования, замаскированные под «нужды».


Более того, как только мы это выяснили, и как только индивиды и группы поняли, что им не следует увлекаться социальным маскарадом, само сообщество и его работа неизбежно ведут к появлению всего необходимого: деятельности, контакта, занятий и учебы.


Короче говоря, такое сообщество ничуть не напоминает ни стадо бабуинов, ни военный гарнизон, который ради продолжения своей деятельности полагается на желание и страх, награду и наказание.


Такое сообщество действует согласно некоему тонкому образцу. Подобный образец – его защита и сила. Если вы пытаетесь организовать себя или других по более грубому принципу, то теряете связь с этой работой. Короче говоря, вы отстраняетесь от высшего развития и предпочитаете отдаться различным занятиям, в надежде, что они придадут вашей жизни некую стабильность, подобно тому, как люди в залах ожидания стремятся «убить время».


Поэтому работайте тем способом и с теми материалами, которые указаны учением. Планируйте сколько угодно, если вы действительно знаете план.


Суфийский авторитет Абу-Наср аль-Сарадж в трактате Kitab al-Luma иллюстрирует необходимость плана и приоритетов в учебе. При этом он цитирует слова Баязида – одного из самых выдающихся суфиев, который обучал Абу Али из Синда формальным обрядам ислама, в то время как Абу Али, в свою очередь, обучал его суфизму.


Один из учеников Баязида сообщал, что не слышал ни одного слова от своего мастера в течении тринадцати лет, которые он провел с ним…


Необходимость постоянного общения или иных взаимоотношений с мастером нельзя считать своего рода волшебным ключиком: непонимание этого вопроса отчасти связано с вырождением бывших суфийских групп, которые по прошествии столетий превратились в культы.


Многие суфии прошлого настаивали на уединении и анонимности, отказываясь общаться с людьми.


Му‘ин ад-дин Чишти – родоначальник чиштизма в Индии (похоронен в Аджмире) – замечательный тому пример. Хотя более поздние сторонники Чишти, считавшие себя его последователями, усвоили некоторые его идеи, они не обратили должного внимания на его склонность к уединению.


«Обычно, он позволял лишь одному дервишу сопровождать его в странствиях, – говорит д-р Шариб. – Он разбивал стоянки в безлюдных и пустынных местах. Иногда на кладбищах. Как только люди узнавали, где он остановился, он тут же покидал это место. Он ненавидел известность».


Любая учебная группа рискует превратиться в маленькое племя или семью, культ и структуру, чья цель – удовлетворение социальных потребностей, а не учеба, не говоря уже о понимании.


Такая модель утверждается, и часто довольно явно, в большинстве так называемых религиозных общин и видов деятельности. По этой причине шейх Абдулла Ансари называл молитву «лишь воздержанием от пищи», формальную молитву – «делом стариков и старух», паломничество – «одним из удовольствий этого мира».


Люди могут учиться в группах и собраниях только в той степени, в какой они преодолели четыре ловушки, перечисленные Ансари:

 

Неблагодарность при удаче

Нетерпеливость при неудаче

Недовольство своей судьбой

Отсутствие решимости служить ближним.

17.04.2010 | 07:21 | AsSalam

А вот спасибо тебе, Соискатель — с цитатами у меня, как водится, напряг… хорошо дружить с книголюбами :-) Очень очень верно — про разные виды коммуникаций. То, что происходит между участниками групп с разных концов света, очень похоже на Интернет-связь, только более тонкую. Качество связи напрямую зависит от силы «сигнала», а тот, в свою очередь, зависит от того, что называется «любовь» в суфийском понимании… прямая связь между сердцами. Иногда другие виды эмоционального «топлива» помогают передать сигнал, но надежнее вышеуказанного топлива нет ничего. Помимо качественного сигнала необходимо отсутствие «помех» у передающего и принимающего. Самая большая помеха — то, что Идрис Шах называл «командующее Я». При помощи такого «дистанционного» общения (и это доказано многочисленными примерами из опыта разных групп) можно не только передавать мысли и идеи, но также ОПЫТ определенного рода другому участнику. А вот это уже не только интересно, но и весьма полезно, потому что экономит много времени и сил.


16.04.2010 | 18:03 | Co-Seeker

Спасибо, АсСалам за интересный комментарий.
позволю себе в дополнение процитировать отрывок из книги Омар Али Шаха «Суфизм сегодня»:
Еще один важный вопрос, который может стать серьезной проблемой – коммуникация. Все время думайте о том, как усилить коммуникацию. Не в том смысле, что вы должны быть одержимы этой идеей, но будьте всегда внимательны к возможности развивать взаимодействие.
Когда связь нарушается, у вас должна существовать альтернатива. Если коммуникация, скажем, зависит от электричества, у вас всегда должен быть запасной вариант, альтернативный источник. Необходимость альтернативных способов коммуникации непосредственно связана с вопросом обмена энергией между людьми и Традицией. Существуют сотни и тысячи способов взаимодействия между отдельными людьми и Традицией, и это взаимодействие никогда и никаким образом не может быть прервано полностью. Как я уже говорил, верьте в этот принцип и воплощайте его в действии; чем больше вы практикуетесь, тем более знакомым он становиться для вас и способность его использования повышается.


отсюда, веб-соц.сети, блоговые объединения — это один из видов коммуникации, которую можно (и, видимо, нужно) использовать.


16.04.2010 | 06:49 | AsSalam

Как показывает практика, введенная Учителем сравнительно недавно, Интернет-сообщество может быть настолько же эффективным, как и обычная учебная группа. А может быть, и более эффективным. Некоторые даже говорят об изменении характера Работы и создания «всемирной виртуальной группы». Есть много оснований с ними согласиться… Глобализация — черта современной жизни, а Работа (если она остается настоящей) всегда идет в ногу со временем.

Некоторые группы, подобранные по географическому принципу, не работают, в то же время группы, стихийно подобравшиеся из нескольких географических регионов (например, в Северной Америке) работают очень неплохо, несмотря на то, что физически встречаются всего несколько раз в году. Почему? По моему мнению, все дело в типах людей, подбирающихся в группы. Для гармонии группе необходимые разные типы участников — по темпераменту, мощности и виду вырабатываемых энергий, «цвету», животному типу и даже астрологическому знаку. Если собирается слишком много участников одного типа (ну, назовем его типом «кошки» или «кота»), им очень трудно будет вместе. Они будут постоянно ссориться, и никогда не придут к общему решению. Они также никогда не будут слушаться лидера (если он вообще будет). В английском языке даже существует идиома herding cats — «сбивать котов в стаю», означающая выполнять невозможное задание… Для гармонии необходимо «разбавить» группу другими типами, желательно разнообразными. Если это получается стихийно — тут без бараки не обошлось, выходит…


tags
Arif Shah mines of light Абджад Амина Шах Ариф Шах археология культур Афганистан Баязид Бистами видео внимание Габбе Гарфанг Головин группы дарвишь декларация намерений дервиш Дорис Лессинг знание игра Идрис Шах исихазм истории История о Мушкиль Гуше кватернити кватернити правила кватернити шахматы концепции - гипотезы - догмы культура медитация и физиология миф о Менделееве мозг Морраг Муррей мышление обусловленность обучающие истории обучение Олсуфьев Омар Шах палау поведение человека понимание поэзия привычки ума психология развитие сознания разоблачение иллюзий Руми самообман Сирдар Икбал Али Шах сказка сказки сказки и легенды состояния сознания Сумрачный каприз суфизм суфии Туманы черных лилий умная молитва установки сознания Учиться как Учиться философия Франциск Ассизский Шабистари шахматы эмоциональность

Издательство Эннеагон (Enneagon Press)

Наш сайт подключен к системе проверки правописания Orphus. Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Система Orphus
Catalog
Internet shop
Events